«Дом над водопадом» — шедевр архитектуры | Строим Свой Дом!

Рассказ об этом сооружении начнем c 3D видео, которое создано уже в наше время. Смотрите.

Дом над водопадом

«Дом над водопадом» был возведен в 1935-1938 годах. В то время Фрэнку Райту было уже 70 лет. Несмотря на то, что он был очень популярен в Америке в начале 20-го века, когда  идеи органической архитектуры были востребованы, к 30-м годам популярность оставила мастера. И он для того, чтобы заработать деньги, открыл художественную школу на дому, которая называлась «Талезин». Родители одного из учеников дали Райту заказ на строительство их загородного дома.

Долго и тщательно выбиралось место под дом, и наконец, живописный уголок под названием Медвежий ручей в Пинсельвании, стал местом строительства будущего произведения архитектуры. Само место было очень живописным — сплошной скалистый выступ, который нависал над водопадом, как консоль. Ф. Л. Райт одобрил выбор Кауфманов (так звали заказчика). Основная архитектурная идея Райта — дом должен быть един с природой, составлять с окружением единое целое.

 Можно сказать, что сама идея создания дома не возле водопада, а прямо над водопадом — это своего рода Гимн  Органической  Архитектуре. Райт в этом проекте превзошел себя в попытках гармонизировать природу и человека. Этот проект прошел по грани конфликта между архитектурой — идей — произведением искусства и архитектурой, которая должна выполнять свою основную роль — создавать комфортное жилье.  И этот конфликт, в принципе в последствии проявился, но об этом позже…

Основные особенности Дома над водопадом.

  • Бетонные плиты перекрытия придавали уникальность дому

    В этом проекте Ф. Л. Райт впервые применил в качестве основного материала железобетон.

  • Конструктивно- пространственный принцип, положенный в основу дома состоял в том, что массивные железобетонные плиты, служили перекрытиями и выступали из центрального массива в разные стороны на различных уровнях. Такое решение  придало особую уникальность зданию и объединило его со скалами вокруг. Консоли террас нависают прямо над водопадом
  • Камень вписанный в архитектуру

    Стены, были поставлены на бетонную площадку — платформу,  вырастали от земли и заканчивались на уровне окон второго этажа.

  • Окна  непрерывными рядами шли под свесами крыши, которая имела небольшой уклон. Через это ленточное остекление внутреннее пространство открывалось внешнему миру. Нижние поверхности свесов крыши были сделаны плоскими и выкрашены в светлые тона. Этот прием давал возможность крыше не только быть кровом и  защитой для стен, но также быть дополнительным освещением помещений второго этажа за счет отраженного и рассеянного света от белых поверхностей свесов.

    Объединенное пространство — единение с природой

  • Благодаря сплошному остеклению,  которое  Райт называл «прозрачными ширмами» жильцы дома могли фактически с любой точки дома созерцать окружающую дом природу.
  • Огромный зал, с примыкающей к нему кухней, прихожей и столовой — первый этаж дома. Общая комната переходит в террасы. сливаясь с природой, благодаря  все тому же сплошному остеклению.
  • На втором этаже традиционно располагались три спальни, которые выходили каждая на свой балкон.
  • Даже мебель создана по эскизам мастера.

    На третьем этаже еще одна спальня с большим балконом и террасой, которая вела через переходный мостик в крыло для прислуги и к гаражу.

  • В интерьере, следуя своим принципам «ненагромождения» и «неукрашательства», описанным нами в предыдущей статье, Райт внутреннюю фактуру стен сделал подобную наружной, не применяя штукатурку вовсе.

    Принцип Органической архитектуры — Изнутри наружу в действии.

    Изредка в интерьере  суровость камня смягчается деревянной обшивкой.

  • В этом доме даже мебель была изготовлена по эскизам автора и стулья, и столы и даже ковры.  Центром композиции и гордостью Райта был камин. Он был сложен из камня и очаг окружала глыба скалы, выступающая прямо из-под пола, на которой стоял сам дом. Яркий пример единения внутреннего и внешнего.

И конечно, придется упомянуть, что дом который планировали выстроить за 45 000 $, обошелся хозяевам вдвое дороже. Ну чего не сделаешь, ради искусства и эксклюзивности.

  Триумф «Дома над водопадом»

Ф.Л.Райт.

Вилла Кауфманов (так называли  дом над водопадом) стала одной из самых известных в Америке Вилл, после того как один известный издатель рассказал о ней в  популярных журналах. И с тех пор «дом над водопадом» стал культовым. На чудо архитектуры приходили взглянуть и Альберт Энштейн, и Марлен Дитрих и даже президент Америки Рузвельт, после визита которого посетить дом над водопадом стало признаком хорошего тона.  И в  Медвежьем ручье были нескончаемые приемы, высшие сливки общества устраивали там балы, ездили верхом, и т.д.

Но скоро в силу вступил тот конфликт о котором мы упоминали в начале статьи между архитектурой-идеей и архитектурой утилитарной.  А именно, дом под воздействием повышенной влажности постепенно стал разрушаться, а консоли, которые держали фундамент начали сползать. Дом требовал ремонта.  Кауфман начал ремонт, и уже не приглашал гостей. К 1950 году состояние дома было критическим, также, в прочем, как и состояние самих хозяев. Жена Кауфмана тяжело болела и умерла в 1852 году, а сам Кауфман умер в 1955 году, так и не закончив ремонт.

Наследник «дома над водопадом» передал его в ведомство штата. И с тех пор шедевр органической архитектуры — произведение искусства- стал музеем.

С тех под в этом музеем побывало больше 4 миллионов человек. Сегодня дом полностью отремонтирован, но посетить его можно только в группе.

Самое интересное, что сам Фрэнк Ллойд Райт после создания своего шедевра, вступил в новый виток творчества, который длился еще 20 лет и закончился с его смертью в 95 лет. А сам «Дом над водопадом» так и останется  шедевром архитектуры, примером смелого проекта, который будет учить еще ни одно поколение архитекторов и вдохновлять.

Автор: Дыкина Екатерина