Органичная архитектура — это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник. Ф. Ллойд Райт.
Данная статья расскажет об одном из самых интересных направлений в архитектуре 20 го века – «органической архитектуре», и о ее родителе – архитекторе Фрэнке Ллойде Райте. Его работы – настоящие шедевры архитектуры – вдохновляют архитекторов всего мира по сей день. Предлагаем и Вам вдохновиться его архитектурой при создании «дома своей мечты».
Немного из истории органической архитектуры.
Направление в архитектуре под названием «органическая архитектура» появилось в истории благодаря американцу Луису Салливену – архитектору, творившему в начале 20 века, который сформулировал его впервые, как соответствие формы и функции в архитектуре. Органическая архитектура – это очень многозначное понятие, но самое главное то, что оно ничего общего не имеет с подражанием органическим формам.
Идеи Салливена были продолжены Фрэнком Ллойдом Райтом, который был учеником Салливена, и легли в основу концепции архитектуры Райта.
- Здание обязательно должно быть вписано в природу
- Внешний облик здания должен вытекать из его содержания
- Гибкая планировка зданий, переливающиеся друг в друга внутренние пространства, связанные с внешним миром ленточным остеклением
- Применение в архитектуре природных материалов
Созданные Райтом по всему миру «дома прерий» — практический пример реализации концепции «органическая архитектура».
В то время – начало 20 века- подобные решения были как ноу-хау. И конечно, как полагается, Райта не воспринимали в архитектурных кругах серьезно, его идеи не принимало общество. И, тем не менее, он упорно строил свои архитектурные шедевры в складках рельефа, вводил новые конструктивные решения, дом превращался в единое пространство с природой и при этом был очень функционален.
Основные архитектурные принципы Райта
Единство внутреннего пространства
- Число частей здания и количество отдельных комнат в жилом доме нужно уменьшать до минимума. Комнаты в доме должны давать ощущение единства.
- Дом должен быть связан с участком как единое целое, с помощью подчеркивания в конструкции плоскостей, которые параллельны земле (примером является большой свес крыш в домах Райта). А также дому желательно придавать горизонтальную форму при этом лучшую часть участка использовать под двор и сад.
- Комнаты не должны быть «коробками», а дом – большой «коробкой». Для этого стены нужно превращать в ширмы, которые будут ограждать пространство, и «переливаться» в потолок и пол, образуя общее ограждение.
применять больше прямых форм
- Пропорции дома должны соответствовать человеку. Конструктивное решение дома должно способствовать наименьшему расходу объема здания.
- Применять больше прямых линий и обтекаемых форм.
- Дом нужно помещать полностью над землей, сделав фундамент-платформу несущую весь дом.
- Проемы в доме, нужно привести в соответствие с пропорциями человека и размещать их нужно естественно. Обычно они сооружаются в виде «прозрачных ширм», заменяя традиционные стены.
« Дырявить стены – это насилие» — говорил Райт.
Комбинирование различных материалов сведено до минимума
- Комбинирование различных материалов нужно свести до минимума. Стремиться к использованию одного материала. Желательно, не применять лишних украшений, которые не вытекают из природы используемого материала.
- Отопление, водоснабжение и освещение нужно совмещать со строительными конструкциями, чтобы инженерное оборудование стало архитектурным элементом и было единым целым с домом. (Это перекликается с идеей современного энергосберегающего дома)
- В доме совмещать все предметы интерьера с элементами здания, делая их единым с домом. Желательно придавать элементам интерьера простые формы
Единое пространство, простые формы
- Райт предлагал исключить в строительстве работу декоратора.
«Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно, будет применять «завитушки и цветочки» — говорил Райт
Можно сделать вывод, что выражение: «форма и функция едины» — основа органической архитектуры.
Изучая шедевры архитектуры, вникая в архитектурные идеи мастеров, в том числе и органической архитектуры, Мы не только расширяем свой кругозор, но и можем взять для своего дома некоторые идеи. А кто нам помешает? В следующей статье мы опишем шедевр органической архитектуры, созданный Ф. Райтом и ставший своего рода манифестом органической архитектуры. Его называют «Дом над водопадом». На мой взгляд, этот дом — это произведение искусства. Читайте далее.
Автор: Дыкина Екатерина